• Текущее время: 21 ноя 2024, 23:29 •

Шиномонтаж - что нужно знать, чтобы не обманули


  Шиномонтаж - что нужно знать, чтобы не обманули

Сообщениеskifi » 03 апр 2010, 14:39

Пришла весна и опять выстроились очереди машин на шиномонтаж. Решил обобщить и написать мысли по этому поводу применительно к нашим машинам.
Сначала немного теории. Поэтому напрягаем мозжечок :wall:
Виды дизбаланса:
1. Статический – параллельное смещение оси массы колеса от геометрической оси колеса.
2. Динамический – наклон оси массы колеса относительно геометрической оси колеса.
3. Комбинированный – ось массы колеса смещена и наклонена относительно геометрической оси колеса.
Теперь поговорим немного об оборудование. Балансировочные стенды это измерительные инструменты и соответственно к ним применяются процедуры калибровки, поверки. Калибровка балансировочных стендов проводится в среднем после 100 колес (25 клиентов). Перед тем как согласится отбалансировать свои колеса на стенде установленном в вагончике, нужно поинтересоваться у мастера – а когда проводилась калибровка станка? В 99% вы услышите ответы «вчера», «неделю назад». По правде говоря, мастеру некогда заниматься калибровкой – время деньги. Еще сразу наводит на дурные мысли неровный или деревянный пол под стендом.
Второй важный момент – обратите внимание на способ крепление колеса на стенде:
1. Через адаптер на болты. Самый лучший вариант.
2. Конус и гайка-барашек.
Для того чтобы реально оценить величину дисбаланса нам необходимо точно отцентрировать колесо на валу балансировочного стенда: колесо должно располагаться строго перпендикулярно относительно вала и ось вращения колеса должна совпадать с осью вращения вала. Только при выполнении двух этих условий мы можем получить реальные значения дисбаланса. Для выполнения этих требований, при балансировке колеса, необходимо использовать специальные адаптеры.
У второго метода крепления диска на валу стенда есть большой недостаток, со временем конус разбивается и для точной установки колеса требуются большие затраты сил, времени и нервов (стоять над мастером). И не всегда это можно сделать: мастер может ведь и послать, или конус вообще разбит в хлам.
Если эти правила не выполняются, то возникает остаточный дисбаланс (т.е., при изменении положения "отбалансированного" колеса на валу балансировочного стенда нули мы скорее всего не увидим). Многие производители оборудования, по понятным причинам, определяют величину остаточного дисбаланса в районе 10-15гр.
Еще хочется отметить такой важный момент как радиальное и боковое биение колеса (шины и диска). Их величины, кстати, регламентируют ГОСТы и производители автомобилей. Но в подавляющем большинстве шиномонтажных мастерских величину биения вообще не определяют. Ну если что, только "на глаз" и то, когда стоишь рядом и у мастера колесо на нуль не выходит. Обычно он начинает ругать диски и шины, наших меньших братьев китайцев. :D
Теперь немного о начальной величине дисбаланса. Практика показывает, что если при первоначальном определении величины дисбаланса любое значение в режиме динамической балансировки и в режиме статической балансировки превышает 40гр., то такое колесо отбалансировать "в нули" не удастся ни с адаптерами, ни тем более без них. Данные цифры нельзя рассматривать как некие нормы определяющие качество изготовления покрышки или диска, это всего лишь цифры со слов мастеров.
Добиться удобоваримого результата по снижению величины начального дисбаланса можно при помощи изменения положения покрышки относительно диска (фазовая балансировка или по-русски "оптимизации дисбаланса"), но это далеко не всегда помогает. Поэтому, если есть возможность, при больших величинах начального дисбаланса колеса, а так же при повышенном биении колеса, либо покрышку, либо диск лучше заменить.
Что касается вопроса – а сколько грузиков допустимо повесить на колесо?
Для этого смотрим на Рис. 1, где приведена таблица из ГОСТ4754-97 «Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости».
Рис. 1 ГОСТ4754-97 Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.jpg

Есть еще один документ Рис. 2 – «Предельные величины дисбаланса для литых дисков из легких сплавов» ГОСТ Р 50511-93.
Рис. 2 Предельные величины дисбаланса для литых дисков из легких сплавов ГОСТ Р 50511-93.jpg

И видим что допустимый вес грузиков для R15 – 70 гр и для R17 – 95 гр. Многие спросят а как же насчет клеящихся грузов? Разница в радиусах установки набивных и клеящихся грузов мала. Поэтому можем смело суммировать массу грузиков без учета способа крепления.
Теперь давайте прочитаем надписи на шине.
1. DOT –содержит информацию о заводе, где резину сделали (первые символы, но нужен справочник) и неделю и год выпуска (последние четыре или три цифры). Если 0505, то это пятая неделя 2005 года. Кстати, гарантийный срок складского хранения резины пять лет. Магазин резину старее пяти лет продавать не имеют права.
2. Made in ….. ну и так понятно.
3. Важно: TRADEWERE – индекс износа. Чем больше – тем дольше резина проходит. TEMPERATURE – не парьтесь, для лета А. TRACTION – индекс сцепления от А до С, где А самый лучши й.
4. Типоразмер типа 195/65R15 или 215/45R17. Всегда есть недокументированные возможности впихнуть что-то другое.
5. Индекс нагрузки (на одно колесо) и скорости типа 98S. Идет после типоразмера.
А теперь загадочные цветные точечки. :?
Красная точка/Красный треугольник - указывает на точку максимума отклонения радиальной силы (RFV), самое жесткое место стенки боковины шины. Эта точка должна быть совмещена с отметкой 'L' (т.е. низшей отметкой) на легкосплавном колесе при монтаже.
Белая точка/Белый круг - в случае с некоторыми шинами первой комплектации, эта белая маркировка указывает на точку минимума отклонения радиальной силы (RFV), самое гибкое место стенки боковины шины. В этом случае, белая маркировка должна быть совмещена с «верхней» отметкой на колесе, или на 180° от отметки 'L'.
Желтая точка/Желтый треугольник - если нет различимой маркировки 'L', или в случае монтажа на стальные диски, шину следует монтировать так, чтобы желтая маркировка совмещалась с золотником колеса. Эта желтая маркировка обозначает самую легкую точку шины, определенную путем статической балансировки.
На колесе стоит 2 цветных метки. Обычно красная и желтая. Желтый кружок – напротив золотника, красный – напротив отметки 'L' на диске (предполагаю что мы имеем дело с литыми дисками). Если точки не совпадают, то пробуем оба варианта сборки колеса.
Теперь мы знаем достаточно и можем составить некий план–инструкцию для водителя. 8-)
1. Для правильного выполнения балансировки, колесо в сборе должно быть правильно закреплено на стенде. Одним из важных условий правильного монтажа, является установка колеса по центру вала балансировочного стенда. Отдаем предпочтения стендам с адаптерами под наш размер 5*100, в крайнем случаи осматриваем конус на предмет износа, мятен.
2. Балансировочные стенды должны периодически калиброваться с целью получения точных результатов при балансировке колес. Плохо откалиброванный балансировочный стенд может вызвать ненужную замену шин, амортизаторов, элементов подвески или рулевого управления. Калибровка балансировочного стенда проводится через каждые 100 балансировок колес.
3. Проверка биения шин и диска. Поднимите машину так, чтобы колесо свободно вращалось. Медленно вращая рукой колесо, измерьте с помощью индикатора часового типа биение колеса. Боковое и радиальное биение (Рис. 3) не должно превышать 1,0 мм для литого диска (стальной диск – 1,2 мм). Если больше, то осматриваем плоскости крепления диска с ступице на предмет ржавчины, грязи, краски (если красите тормоза в красный цвет, ступицу НЕКРАСИТЬ!) и чистим. Такую же проверку делаем для шины (Рис. 4, Рис. 5). Если биения покрышки укладывается в 1,0 мм, то переходим к пункту 6.
Рис. 3 радиальное биение диска.jpg

Рис. 4 Боковое биение шины.jpg

Рис. 5 Радиальное биение.jpg

4. Выполняем фазовую балансировку. Наносим равномерно на диск и покрышку мелом/маркером/малярной лентой метки как на циферблате часов (Рис. 6), обычно хватает 12 меток. А теперь замеряем радиальное биение диска и покрышки (Рис. 7) и строим небольшой график (Рис. 8, слева).
Рис. 6 Метки на диске.jpg

Рис. 7 Радиальное биение.jpg

Рис. 8 График биений.jpg

5. Смотрим на график и видим что нужно повернуть шину относительно диска (совместить метки 11 и D) для уменьшения радиального биения (Рис. 8, справа).
6. Убедитесь в отсутствии загрязнений и ржавчины на конусе балансировочного стенда и монтажном конусе колеса. Если центральное отверстие колеса со стороны ступицы имеет фаску, то в этом случае необходимо использовать обратный конус на балансировочном стенде для центрирования проверяемого колеса на валу стенда (Рис. 9).
Рис. 9 Стэнд.png

7. До начала проведения балансировки, снимите с колеса все грузики (с обеих сторон). Проверьте также с двух сторон состояние колеса и шины.
8. Проверьте балансировку стенда согласно Рис. 10.
Рис. 10 Проверка калибровка стенда.png

9. Выполните балансировку колеса на стенде.
10. Проверьте балансировку колеса, провернув его на 180 градусов относительно ступицы стенда.
11. Новые шины повторно балансируем через 500-1000 км, так как резины усаживается.
12. Незабываем по пробегу 5т.км переставлять колеса. Задние колеса ставим вперед, а передние назад. Если резина ненаправленная, то передние колеса ставим на заднюю ось по диагонали (левое передние – ставим назад справа, и правое передние – назад слева).
Вот в принципе и все. Если есть что добавить/поправить – буду рад комментариям.
P.S. Информация собиралась по причине большого веса грузиков на летних колесах (китайское литье + японские шины). Не мог поверить что пустой диск - 30гр, с покрышкой 85 гр. Замучив мастеров в 3 поездки свел массу грузов до 35 гр. :D

У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Для просмотра вложений в сообщениях вам необходимо зарегистрироваться!
AZT246W 1AZ-FSE 2003 ZT - отъездил 4 года
TRJ215 1GR-FE X-SSR


Аватара пользователя
АВТОР ТЕМЫ
 • skifi • 
Душа на распашку
Душа на распашку
Сообщения: 437
Зарегистрирован:
18 ноя 2008, 00:30
Откуда: Люберцы
Настоящее имя: Илья
Машина: AZT246W 1AZ-FSE 2003 ZT - было
Проверенный продавец: Нет

Шиномонтаж - что нужно знать, чтобы не обманули

СообщениеShed » 03 апр 2010, 16:14

Очень интересно и полезно! Другой вопрос что далеко не все шиномонтажники будут так выкобеливаться с колесами, особенно когда сезон начался(((

http://nick-name.ru/sertificates/456649/


Аватара пользователя

 • Shed • 
Душа на распашку
Душа на распашку
Сообщения: 664
Зарегистрирован:
24 ноя 2008, 18:53
Откуда: Новосиб Академ
Настоящее имя: Диман
Машина: ZZT241 Была
Проверенный продавец: Нет

Шиномонтаж - что нужно знать, чтобы не обманули

СообщениеСлавян » 09 май 2010, 15:23

:)))))))) вообще никогда не сможешь переобуться, пока искать будешь тех, кто все это соблюдает )))))

Toyota Caldina 1.8 Z-S Edition 2005




 • Славян • 
Заслуженый Калдиновод
Заслуженый Калдиновод
Сообщения: 77
Зарегистрирован:
03 июл 2008, 05:46
Настоящее имя: Славян
Проверенный продавец: Нет

Шиномонтаж - что нужно знать, чтобы не обманули

Сообщениеregion19 » 23 янв 2012, 14:32

при выполнении регулировки углов колес требуйте чтобы регулировали сначала
КАСТЕР
РАЗВАЛ
СХОЖДЕНИЕ
это обязательно

Интуиция - это способность головы чуять жопой.


Аватара пользователя

 • region19 • 
Супер Модератор
Супер Модератор
Сообщения: 5956
Зарегистрирован:
09 июн 2010, 01:29
Откуда: Абакан
Настоящее имя: Евгений
Машина: Toyota CALDINA 2006 была...
Кузов: ZZT-241
Город: Сергиев Посад
Проверенный продавец: Да

Вернуться в Партнеры и Реклама Caldina-Club

Кто сейчас на Форуме Caldina-Club

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8