Pthelovod » 21 июл 2022, 09:16
Суды продолжаются, а новый мост уже просел: три года прошло с обрушения переправы в Осиновке
Во вторник, 26 октября, вечером исполнится ровно три года с обрушения моста в Осиновке. Трагедия унесла жизни молодой матери и её трёхлетней дочери, а также положила начало длительным судебным разбирательствам в отношении водителя фуры, под которой «надломилась» переправа. Редакция VL.ru вспоминает историю, в которой до сих пор не поставлена точка: кто виноват в случившемся и когда на трассе возведут новую мостовую конструкцию – сейчас суды продолжаются, а строительные работы приостановлены из-за проседания опоры.
Обрушение осиновского моста в Приморье – резонансная трагедия октября 2018-го. Напомним, 26-го числа машина Mazda Demio с Викторией Приставко и её дочерью Кирой двигалась по трассе за длинномером. Когда большегруз проехал по мосту через реку Осиновка, конструкция обвалилась, потянув за собой оба транспортных средства. Легковушку раздавило между бетонной конструкцией и полуприцепом. Находившиеся в Demio женщина с дочкой погибли.
Стоит отметить, что к тому моменту обрушения мостов приморцев не удивляли. На протяжении двух лет эти события стали учащаться – ситуацию в крае даже окрестили «мостопадом». Тем не менее именно случай в Осиновке приковал пристальное внимание общественности к вопросу качественного содержания объектов дорожной инфраструктуры. Споры о том, насколько своевременно и добротно дорожники умеют ремонтировать мосты в Приморье и кто должен нести ответственность в случае их обрушения, в интернете вспыхивают по сей день. Нередко в комментариях встречаются отсылки к осиновскому процессу.
Про мост и обрушение
Вспоминая это дело, важно понимать, что обрушившийся автомобильный мост был довольно старым сооружением. Построили его ещё в начале брежневского периода – в 1965 году. Мостовое сооружение находилось на трассе, связывающей важные города края: с одной стороны расположены Владивосток и Уссурийск, а с другой – Арсеньев, Спасск-Дальний и другие северные территории Приморья. Дорога была важна для сообщения внутри региона и транспортировки грузов – не принято публично упоминать о том, что здесь нередко проезжала и тяжёлая военная техника. На момент обрушения мосту исполнилось уже 53 года.
В день трагедии на место лично прибыл тогда ещё врио губернатора Олег Кожемяко. Он обещал оказать помощь родственникам погибших и одним из первых озвучил предварительные сведения. Тогда журналистам программы «Вести: Приморье» он назвал предполагаемые причины трагедии: упомянул перевес фуры и давнее отсутствие ремонта моста.
«Ограничение по массе для этого моста 20 тонн. Сам большегруз весит 15-16 тонн, плюс сам груз 20 тонн. Итог - перегруз в полтора раза. <…> Многолетнее невнимание к этим проблемам дорожных служб, властей всех уровней приводит к таким результатам», – передавали слова главы региона тогда в телевизионном эфире.
На следующий же день следственное управление СК РФ сообщило, что возбуждено уголовное дело по ч. 5 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлёкшее по неосторожности смерть двух лиц). Был назван и главный фигурант – водитель грузовика. Как потом выяснил VL.ru, это дальнобойщик из Дагестана, зовут его Акшин Гайдаров. Версия следствия заключалась в том, что фура с перегрузом выехала на мост в зоне действия дорожного знака 3.11 (ограничение массы).
Дальнобойщик был взят под стражу и провёл два месяца в СИЗО № 3. Затем суд дважды смягчал меру пресечения: сперва водителя отпустили под домашний арест, а после – под подписку о невыезде. Новости обо всём этом, мягко говоря, не оставляли жителей региона равнодушными к ситуации. Петицию за справедливое расследование и против попытки свалить всю вину на водителя подписали более 136 000 человек.
Дьявол в деталях
На заседаниях в Михайловском районном суде постепенно выяснялись интересные детали дела про упавший мост. К примеру, до обрушения за сооружением следила организация АО «СПЕЦ СУ» по договору с департаментом транспорта и дорожного хозяйства. Даже понимая, что объект аварийный, специалисты не могли его ремонтировать – у них были связаны руки. В том договоре банально не прописан пункт о праве на капремонт, поэтому дорожники ограничивали работы покраской, уборкой мусора и стрижкой травы в окрестностях. Несмотря на эти обстоятельства и непонятно, на каких основаниях, департамент пытался обязать компанию провести ремонт и отдал распоряжение КГКУ «Примуправтодор» проконтролировать процесс. Однако юридической силы эти указания не имели.
Вскрылось и то, что власти знали об аварийности моста в 2018 году. Более того, эта же информация была у специалистов ещё в 2015-м. 28 февраля 2020 года данный факт в суде подтвердил начальник отдела сохранности автодорог и организации безопасности дорожного движения министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края Владимир Богачёв. Вскоре стало известно, что существенные дефекты были выявлены и в 1997-м. В редакции VL.ru есть копия результатов экспертизы, где отражено, что сваи промежуточных опор № 2, 5, 6 разрушались уже тогда. Причём именно опора № 5 в итоге стала ключевой в трагическом инциденте, произошедшем через 21 год. Впоследствии бывший главный дорожник края Леонид Кельнер подтвердил редакции VL.ru, что в конце 1990-х на капремонт моста просто не было денег.
Важны и детали, выявленные экспертами КГКУ «Примуправтодор». Они установили, что причиной обрушения моста был именно перегруз конструкций моста с созданием динамического коэффициента. А это означает, что к образованию «динамики» на мосту привели масса и скорость в совокупности.
Обвиняемый водитель фуры в суде заявил, что знака ограничения скорости перед мостом не было – стоял только знак по ограничению тоннажа до 20 тонн. Не видели и скоростного знака побывавшие на месте трагедии корреспондент и фотограф VL.ru.
Виновным останется только один...
В августе 2020-го Михайловский районный суд огласил приговор – Акшину Гайдарову дали четыре года лишения свободы в колонии-поселении. Правда, через три месяца его защите удалось добиться отмены постановления в Приморском краевом суде. Тот направил дело на новое рассмотрение.
Рассмотрение дела с нуля привело уже к другому результату. Михайловский суд в повторном приговоре назначил Акшину Гайдарову наказание в виде четырёхлетнего условного срока с испытательным периодом на три года и лишением права заниматься перевозками на 6 месяцев. Это постановление не устроило прокуратуру, и гособвинение решило его оспорить, посчитав слишком мягким.
В итоге Приморский краевой суд признал позицию обвинения частично оправданной и снова приговорил дальнобойщика к реальному лишению свободы: он должен отбыть четыре года в колонии-поселении. Защита намеревается оспорить и это постановление.
Как уже писал VL.ru, Акшин Гайдаров – единственный человек, которого собираются привлечь к ответственности за обрушение моста. Речи о других лицах, чьи действия могли привести к трагедии, не идёт вообще. Факты, подтверждающие то, что многим было известно о плачевном состоянии аварийной переправы, в расчёт не принимают.
Новый, да неготовый
Пока продолжаются судебные разбирательства, в крае второй год идёт реконструкция моста в Осиновке – с переменным успехом. До 30 декабря этого года «Примавтодор» выполняет контракт на восстановление моста стоимостью 154 045 653 .. Работы шли полным ходом, пока в августе дальнобойщики не заметили, как пролёт уже нового строения стал проседать. Подрядчик назвал причиной тому проседание опоры № 3. По данному случаю уже проводит проверку прокуратура.
Поднять опору смогут не раньше декабря этого года, поскольку только к этому сроку завершится экспертиза проектно-сметной документации. Поэтому не исключено, что строительство моста затянется. Пока что водителям приходится пользоваться временной переправой поблизости.
Новости Владивостока на VL.Ru